Страхование, как неотъемлемый элемент процесса оценки риска

Для того чтобы Система НОР эффективно заработала, необходимо подключить механизмы страхования.

На сегодняшний день МЧС России уже заключило соглашение с «Союзом страховщиков ответственности» о дифференциации страховых тарифов в зависимости от степени защищенности объектов.

И от этого будут зависеть страховые взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. Если говорить проще, при высокой степени защищенности объекта сумма страхового взноса для собственника будет минимальной, при низкой — возрастет.

Следуя Концепции МЧС России, одной из главных целей Системы независимой оценки рисков является создание условий для эффективного применения административных и экономических механизмов повышения уровня безопасности объектов защиты "путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков".

Это обстоятельство приобретает еще большую актуальность еще и в том смысле, что сегодня ведется большая работа по внедрению в Российской Федерации систем обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов, составной частью которого является независимая оценка рисков.
Предложенный к третьему чтению проект Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", разработанный по инициативе Ростехнадзора и страхового сообщества при активном участии МЧС России, в качестве важного звена страхового процесса определяет статус независимого эксперта, на которого возложена обязанность проведения предстраховой экспертизы объектов и проведение объективной и достоверной оценки вероятного риска, причем независимой от отраслевых и административных интересов.

Этот закон — мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механизма возмещения ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит.

Пока же есть только один способ компенсации такого ущерба — государственная помощь из резервного фонда Правительства РФ или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. Мы же хотим добиться того, чтобы ответственность была возложена именно на предприятие, причинившее ущерб.

Согласно законопроекту, без аудита безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, предприятие может быть закрыто по решению суда.

Вырисовывается следующая схема. С одной стороны, страховая компания заинтересована в клиенте. С другой стороны, сам клиент (производитель или пользователь) заинтересован застраховать свою ответственность, чтобы в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие гарантировано получили компенсации. С третьей стороны, независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции на этом рынке будет заинтересована в проведении качественного аудита. Четвертый участник схемы — МЧС России. Независимые аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС, которые также будут осуществлять контроль качества аудиторских проверок.

Еще один важный момент. Профессиональная деятельность аудитора также будет застрахована. Мы понимаем, что как бы хорошо эксперт ни был подготовлен, он не гарантирован от ошибок. Поэтому никто не сможет работать на этом рынке, не оформив страховку. В случае если аудиторской организацией совершена ошибка, ущерб будет возмещать страховая компания.
Таким образом, внедряемый механизм позволит защитить всех участников рынка. Аудит безопасности со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как, например, механизмы лицензирования и сертификации продукции.

В целях организации взаимодействия и развития партнерских отношений, и в рамках реализации разрабатываемого законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за вред в результате аварии на опасном объекте в феврале 2007 года подписано соглашение о взаимодействии между Экспертным союзом и Всероссийским союзом страховщиков.
Порядок взаимодействия, где участниками процесса обеспечения комплексной безопасности одновременно являются и государственные структуры, и эксперты, и страховщики можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1.

Рис 1. Участники процесса обеспечения комплексной безопасности